Неудобно сказать “нет”…
Как часто на работе с этим сталкиваются люди?
Когда задерживаются после работы, отвлекаются от отдыха в отпуске, от лечения на больничном.
Когда коллеги перекладывают часть мелких, но так сильно поедающих свое рабочее время вопросов.
Когда деловая жизнь в коллективе начинает смешиваться с личной, когда начинают задавать слишком личные вопросы или того хуже — распространять сплетни.
Когда начинает оцениваться не работа, а личность, когда люди сталкиваются с разного рода манипуляциями (“я же могу на вас всегда положиться, верно?” / “на это место было столько претендентов…”).
Всё это — признаки нарушения личных границ. В своей жизни, работая с большим количеством людей в образовательной сфере, я сталкивалась со всеми этими вопросами. И даже достаточно долгое время работала именно в таких условиях — постоянного, ежедневного нарушения границ.
Пока не научилась их отстаивать.
Как говорят психологи, истоки неумения говорить “нет” кроются в детстве. Помните, как учили нас? Девочки должны быть мягкими, послушными, мальчики — напористыми, но джентльменами, и так далее.
А ещё многие с детства подсознательно так и продолжают уже во взрослой жизни искать одобрения, признания своих заслуг и умений.
Помните фильм “Дьявол носит Prada”? Когда героиня нашла в себе силы сказать “нет” своей властной начальнице, выбросив служебный телефон, то начала совершенно новую жизнь и получила наконец то самое признание, которого тщетно пыталась добиться раньше.
Мы так радикально действовать не будем, но кто мешает продвигаться вперед маленькими шажками?
Определим свои границы, решим, за что мы готовы взять ответственность, расставим приоритеты — и начнем потихоньку выстраивать не стену между собой и коллегами, а разумное поле взаимодействия. Где на наше “нет” если кто-то обижается или демонстрирует какие-то негативные эмоции (манипуляция!) — то это его проблемы, а не наши.
А в помощь всем нам я составила подборку книг о личных границах. Среди них будут книги и о работе, и о жизни, и о психологии поведения людей в целом.