Наставник и ученик: тени и копии

После прочтения в книжном клубе книги “Йеллоуфейс” снова задумалась о копировании материала. Знаете, как говорят: идеи витают в воздухе, но кто первый схватил, тот и автор. Остальные — это уже тени, подобия, которые учатся быть самостоятельными, полноценными. Отношения авторов с рукописями в книге демонстрируют, что всё не просто придумано до нас, а миллиард раз адаптировано и переадаптировано. Но! Каждый голос при этом остается, безусловно, уникальным, если он читает из своего сердца.

Есть только одна загвоздка: мы даже не замечаем, сколько всего копим в нашей памяти совершенно неосознанно. И так часто бывает в писательской среде, что родился целый абзац, хлесткая идея, рассказ, история. А потом оказывается, что в каком-то детском журнале когда-то автор выцепил переводную статью — и давно напрочь об этом забыл. А мозг взял — и достал на тарелочку. Только мысль получается уже совсем не авторская, а как ни крути, заимствованная.

Очень тонкая это материя — с копиями и оригиналами. Не зря моего любимого писателя Борхеса в рассказах так увлекала эта тема не-отличения яви от сновидений. То ли мы живем на самом деле, то ли мы — всего лишь чьи-то сны.

Такая же неуловимая и незримая грань возникает между наставником и его учениками. Рано или поздно ученики научаются не только тому, чему учит их наставник, они начинают полностью копировать наставника. Причем убежденно доказывают, что это они сами придумали. В этом случае наставник — мудрый наставник — просто уходит в тень, чтобы дать возможность ученикам перерасти копирование и привести к мастерству.

Так часто наблюдаю это и в жизни, как будто это наша генетическая особенность такая. Кстати, уверена, что научные объяснения есть, но это тема для отдельного предметного обсуждения.

Так вот, по своему опыту в разных сферах постоянно сталкиваюсь с копированием. Начинается с простого: обсуждение в коллективе, кто-то высказывает идею, она не принимается, но прорастает. Через пару дней — хоп — коллеги уже выдали эту идею за свою и пошли воплощать. Бывало с вами такое? Уверена, что не раз.

Другой пример: в бытность работы в библиотеке я усиленно занималась внедрением информационных технологий в образование. Много чего было: и сайт для школьных библиотекарей, и сетевые проекты, и первые веб-квесты на просторах страны. Потом я ушла в декрет (конечно, и там продолжая работу). 

А когда вышла из декрета, обнаружила педагогов, которые усиленно выдавали копии своих сайтов за оригинальный продукт для библиотекарей (а сайт-то один в один как мой!), проекты стали сыпаться пачками, потом пошли педагогические тренинги и так далее. Радостно за тех, кто у меня учился. А вот за тех, кто с покер фейсом просто выдавал свои копии за “первый и единственный в мире” продукт, стыдно. Не взяли они из наставничества самое главное учение — ученик должен превзойти мастера, а не обмануть.

При разработке тренинга для педагогов я искала философские концепции, которые помогли бы внедрить принципы гибкого подхода Agile в образовательный процесс.

Когда мы все обучаемся чему-то новому, мы проходим 3 стадии «СюХаРи» (японский термин, пришедший из боевых искусств и очень ловко примененный к методологии Scrum):

  • Сю («соблюдать») — следование правилам. Если выразить по-житейски, это будет фраза “делай, как я”. Ученик многократно повторяет за учителем, чтобы довести свой навык до автоматизма.
  • Ха («прорываться») — выход за рамки правил. Это ученический бунт, когда воспитанник уходит в личные поиски, задается вопросом “почему я должен повторять то, что уже выучил наизусть”, исследует примеры других наставников, пытается выстроить собственную систему. Порой бунт происходит слишком рано, образно говоря, когда крылья ученика ещё не окрепли, поэтому ошибки и падения неизбежны.
  • Ри («отделяться») — освобождение от правил. Ученик, отделившись от наставника окончательно, продолжает неосознанно следовать изученным базовым принципам, а осознанно — поднимается над правилами, естественным образом вплетая мастерство в свое дело, создавая общие принципы более высокого порядка, чем всё, изученное прежде.

Так вот, освободиться от бездумного повторения, потому что это модно, это тренды, это повышает охваты и прочая, и прочая — наверное, главная задача человека после того, как “эти ваши интернеты” буквально заполонили все сознательные уголки мозга. Я говорю о тотальном влиянии на человеческие жизни социальных сетей.

И, возвращаясь к сюжету книги “Йеллоуфейс”, вспоминая, как Джун маниакально следит за комментариями читателей в Твиттере, отчетливо можно увидеть, что все зрители по ту сторону экранов смартфонов — это волны. Они прибывают и убегают, прибывают и убегают. 

Так будьте же тем великим океаном своей жизни, который просто каждый день есть. Вдумайтесь в эту фразу: Океан — он просто есть. Он не перетекает в новую впадину земной коры, он не стремится сменить цвет с синего на розовый, даже если это в тренде, он не стремится стать Тихим, Атлантическим или Лунно-космическим. Океан — это Океан, с мерным движением воды, с удивительным подводным миром, в нем есть место солнцу и штилю — и есть место штормам и цунами. 

Как есть время собирать и разбрасывать камни, так и у океана жизни есть свое отведенное время. И пока оно есть, на что его потратить? 

Поразмыслите об этом на досуге, а ещё лучше — напишите об этом сказку. Сказку о вашем океане. О чем она будет для вас?

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.