Из своего детства я хорошо помню, насколько популярны были занятия аутотренингами.
Это вам не нынешние аффирмации с медитациями. Это серьезная методика, разработанная еще в начале 20 века доктором Шульцем.
Аутогенные тренировки основаны на физическом расслаблении — долгом и вдумчивом для начала. А потом — на позитивных самовнушениях на любую тему: здоровье, выносливость, подъем по внутренним часикам или сон как у Штирлица.
В нарративном подходе проблемные истории предлагается переписать. Не обязательно прямо письменно, но цель очень аутотренинговая — заменить минус на плюс, создать позитивный вариант своей истории.
Если понаблюдать, то переписыванием нарративов занимаетесь и вы, и все вокруг вас. Хорошо это или плохо, зависит от контекста.
Сейчас я, например, изучаю нарративную медицину. Здесь подмены нарративов происходят постоянно: по инициативе врача.
Давайте вместе посмотрим, что за кулисами — то есть за дверью врачебного кабинета.
Исследователи постоянно открывают связи между постоянной тревогой и проявлениями симптомов болезни.
Steve Banhegyi
Пациент приходит со своей историей о болезни.
Пациент рассказывает историю, и в какой-то момент повествования врач прерывает нарратив пациента, заменяя его СВОЕЙ версией истории и ее дальнейшим развитием.
Как это может выглядеть на практике?
“Доктор, у меня непонятные боли там-то, начались тогда-то, перед этим я делал то-то, после этого я попробовал это и это, но не помогло/стало хуже. Что это и как мне вылечиться? Я чувствую тревогу/мне становится все хуже…”
Роль врача — подменить нарратив тревоги/паники.
“Я вас понял. Давайте проведем осмотр, я вас спрошу о…, постучу вот тут, послушаю вот так. Все ясно, у вас то-то, я назначаю вам такие-то лекарства, через N дней вам станет легче. Приходите на прием тогда-то”.
Диалог условный, но нам важно понять, что происходит. Врач слушает историю, и в какой-то момент забирает на себя роль автора — и выстраивает продолжение истории пациента со своей профессиональной точки зрения.
Что в этот момент происходит в плане исцеления для пациента?
Первоначальный нарратив пациента порождал чувство тревоги/страха и усугублял ощущения болезни. «Я не знаю, что со мной не так».
Новый нарратив от имени врача дал название, точное описание и даже причину болезни.
А ещё врач предложил пациенту план лечения. В мире нарративов — это своеобразный ритуал, который должен выполняться с особой тщательностью. Тогда наступит облегчение и исцеление. Тревога пациента уменьшается, организм мобилизует силы для выполнения ритуала исцеления — и часто действительно быстро идет на поправку.
Исцеление начинается тогда, когда пациент при помощи врача переписывает свой нарратив о болезни, усмиряет черные мысли и тревогу, заменяет их на позитивное повествование.
Вспомните личные примеры бесед с врачами. Кто в итоге становился автором истории вашей болезни? Для вас это было позитивно или как-то по-другому?