 
								
Лето — время особого волшебства, торжества природы и самой жизни. Это время для вдумчивого чтения новой книги. Вместе.
Весной мы изучали книгу о японской философии. Кларисса Пинкола Эстес «Бегущая с волками» — наша цель на летние месяцы.
Во введении автор книги рассказывает о своем пути исследовательницы сказок, мифов и архетипов, связанных с Первозданной Женщиной, с самим женским естеством.
Точно так же, взяв на вооружение авторские искусства задавать вопросы, изучать сказки и заниматься творчеством (и рукоделием, и рисованием, и сочинением), мы с вами погрузимся в сакральные глубины женской природы.
Будем еженедельно читать несколько глав. И традиционно по воскресеньям я предлагаю уделить время мыслям после прочитанного, глубоким нарративным вопросам для самоисследования и арт-практике.
Читайте в своем удобном режиме, тогда, когда у вас будет время для уединения и работы с текстом и небольшими творческими заданиями, которые я подготовила
Буду выкладывать их поэтапно прямо здесь, чтобы мы все могли к ним возвращаться, пересматривать, что-то добавлять.

Задания к главе 1
Задание 1.
После того, как вы прочитаете главу, я предлагаю вам подумать и записать в отдельном месте (это может быть тетрадочка, скрепленные листы, блокнотик — что вам удобно) ответы на следующие вопросы:
Какие имена у вашей Дикой Женщины?
Какие дары старая сказительница La Loba несет в своем мешке для вас?
Какие кости вам нужно собрать?
Какие слова напевает по ночам ваша Дикая Женщина?
Задание 2. Выберите вдохновляющий облик Дикой Женщины (метафорические карты будут спрятаны в ТГ-канале «Читай. Говори. Пиши» — выбирайте любую по наитию). Расскажите, что вы чувствуете при взгляде на карту? О чем вам могла бы сказать карта, если бы умела говорить?
Задание 3. Нарисуйте любыми творческими материалами, которые вам нравятся, место, в котором вы бы расположили Дом Вашей Души. Придумайте название для своего арт-объекта, запишите его на обороте вашей картины и добавьте несколько предложений о том, что вы нарисовали.
Задания к главе 2
Ответьте (желательно письменно) на вопросы:
Какой он, мой природный хищник?
Что в моей жизни не такое, каким кажется?
Нарисуйте свой замок Синей бороды. Как выглядит дверца и ключик, который откроет ее тайны?
Задание к главе 3
Возьмите лист бумаги и отметьте хронологически значимые этапы жизни, в которые, как вам кажется, было что-то подобное посвящению.
Можно ли соотнести отмеченные этапы с 9-ю инициирующими заданиями от Бабы Яги? В какой точке вы сейчас? Что хотелось бы сделать для творческого пробуждения?
Каким цветом можно обозначить вашу точку «сейчас»?
Предлагаю к заданиям, которые были изначально, добавить ещё дневник сновидений: Эстес очень подробно описывает сны о темном человеке и юнгианскую трактовку.
Можно ориентироваться на неё или пойти глубже: неделю-другую наблюдать за своими снами и писать по утрам рефлексивные отклики по простой схеме: что чувствую в душе — как откликается тело — что важное беру с собой.
В 3 главе хочу обратить ваше внимание на работу с цветом и добавить ещё одну арт-практику.
Пересмотрите описание черного-белого-красного в трактовке Эстес, вспомните о том, как наши предки вышивали узоры на ткани. И создайте стилизованный арт-символ своей интуиции при помощи только этих трех цветов.
Обязательно придумайте название своему символу и подпишите. Можно тоже добавить небольшой рефлексивный отклик на то, как вам рисовалось.
Задание к главе 4
В сказке есть загадка про имена. Поэтому предлагаю вам очень красивую и нежную арт-практику.
Создайте 2 рисунка любыми материалами, которые вам по душе.
На 1-м рисунке изобразите ваше имя. То, которым вас называют.
А на 2-м рисунке — место для вашего тайного имени. Для имени вашей души. Прислушайтесь к себе, позовите свое сокровенное, глубинное, дикое. Каким именем оно звучит для вас? В каком облике предстает?
Задание к главе 5
Сказка о Женщине-Скелете может быть немного пугающей, но только вначале. Когда Эстес поясняет каждую часть сюжета, многое предстает в другом свете.
Можно подумать, как бы вы интерпретировали эту сказку в отношении своего внутреннего героя. А потом — время напеть песню своей любви.
В этой главе есть вопросы для напевания от автора: «Чему мне сегодня отдать больше смерти, чтоб родить больше жизни? Что должно умереть? — ведь я это знаю, но не решаюсь позволить всему идти своим чередом. Что во мне должно умереть, чтобы я сумел полюбить? Какой некрасивости я боюсь? Какую пользу несет мне сегодня сила некрасивого? Что должно умереть сегодня? Что должно жить? Какой жизни я боюсь дать рождение? Если не сейчас, то когда?»
Будем петь — и клеить коллаж своего сердца. Берите любые цветные бумажки, обрезки из журналов, кусочки этикеток — всё, что только вздумается! Рвите их руками, без помощи ножниц, выкладывайте на листе (лучше всего А3, или двойном А4) и приклеивайте так, как вам хочется. Пусть сердце зазвучит в такт вашей песне.
Задания к главам 6-7
Задание 1. Напишите письмо своему внутреннему ребенку-творчеству (после того, как прочитаете отрывок про заблудшую зиготу).
Задание 2. Эстес рассказывает о необычном ритуале ofrendas — восхищенным любованием своим прошлым для того, чтобы потом прийти в движение, в действия, приводящие нас к нашему будущему.
Проведем такой ритуал в формате арт-терапевтического рисунка. Нарисуйте на листе А4 любимыми творческими материалами карту сокровищ вашего прошлого. Можно написать рядом с каждым элементом пару слов о том, чем он для вас важен или какое послание несет вам.
Задание 3. После знакомства с историей о Женщине-Бабочке предлагаю вам изобразить гимн своему телу в виде мандалы.
Возьмите тарелку и лист бумаги, обведите контур тарелочки карандашом — и потом продолжите рисование мандалы любимыми цветами. Подумайте при рисовании, какой части тела вы выражаете благодарность тем или иным цветом. Можно на обороте листа записать потом словесный гимн своему замечательному телу.
Задания к главе 8
Задание 1. Давайте вернемся к изучению наших теневых сторон — о них мы уже достаточно детально рассуждали, анализируя сказку о Синей Бороде. Дадим слово нашей Тени!
Составьте после рефлексии небольшую сказку под таким названием «История о жизни Тени, потерянных сокровищах и пути к Дому Души».
Закольцуем немного наше начало пути, вспомните первое задание, когда мы рисовали предполагаемый дом для нашей души. Можно достать этот рисунок, чтобы вдохновляться в работе.
Задание 2. Нарисуйте к своей сказке иллюстрацию. Можно выбрать портрет главного персонажа — Тени, можно — любой эпизод вашей сказки.
Задания к главе 9
Предлагаю вместе с главой 9 посмотреть мультфильм «Песнь моря».
Обратите внимание на сходства и различия в трактовке Эстес и сюжетных линиях мультфильма.
Запишите, пожалуйста, в свои сезонные дневнички те мысли/образы/чувства, которые у вас будут при просмотре.
Задание к главе 10
Мы с вами попробуем на основании трёх сказок, которые вы прочитаете в этой главе, и на основании того отклика, который у вас должен был появиться после просмотра мультфильма “Песнь моря”, написать медитативную сказку.
Медитативная сказка отличается от всех остальных видов сказок, терапевтических, тем, что она, в принципе, может не иметь ни начала, как такового, ни конца, ни чётко выверенного сюжета.
Самое главное условие для медитативной сказки — это должна быть сказка-река, сказка-поток, сказка-метафора, сказка-образ, сказка-глубина.
Как это? Например, вы закрываете глаза, слушаете шелест листьев, или плеск волны, или тихое пение птиц, или ещё что-то такое же размеренное, речитативное, ритмичное, природное — и вот такой же отклик должна рождать у вас сказка.
На какую тему она будет? На абсолютно любую. Это полностью ВАШЕ свободное творческое пространство.
Самое главное, чтобы вы для себя, создавая эту сказку, прочувствовали, как она вас поддерживает на плаву. Поддерживает и наполняет.
Я даже рекомендую эту сказку не просто записать от руки, а попробовать её наговорить на диктофон, включить и прослушать её, записанную своим же голосом — авторскую медитативную сказку, которую вы придумали сами для себя.
Задание к главе 11
Задание к главе будет очень и очень простым:
Вспомните, какая история, анекдот, сюжет вызывают у вас прилив чувственного смеха и пьянящего возбуждения, такого, о котором говорит Эстес.
Зафиксируйте это чувство внутри себя при помощи абстрактного рисунка в своем дневничке. Какие краски вы выбрали? Какие у вас получились линии? Как бы вы назвали свой рисунок?
Задание к главе 12
Прочитаем сказку о лунном медведе, о засохшем дереве и разборы Эстес.
В качестве задания предлагаю вам написать письмо своему страданию. Сделайте это, пожалуйста, строго после того, как прочитаете главу.
Задание к главам 13 и 14
Предлагаю воспользоваться подсказками самой Эстес и в качестве творческого задания на выбор:
- написать рефлексивный отклик о том, сколько у вас боевых шрамов (после прочтения поймете, о чем я)
2. создать свой «камзол отпущения» в виде коллажа:
вначале делаем густой цветной фон из обрывков бумаги,
затем пишем все слова-шрамы о наших тайнах и травмах, которые давно пора хоть куда-нибудь выплеснуть,
сверху текста рисуем-клеим-красим любые элементы по желанию (если важно, чтобы слова не видели те, кто может это увидеть),
коллаж можно потом сжечь — или оставить как напоминание себе о своих душевных шрамах и потерях.
Задание к главам 15 и 16
После того, как вы закроете книгу, обратиться к себе и подумать: какую сказку вы точно можете взять за ориентир? Что именно в ней вас вдохновляет?
В качестве финишного задания я предлагаю вам необычную практику — нарративный квест. Я разрабатывала его для нарративных консультаций, и алгоритм послужит нам для подведения итогов.
Описание квеста можно найти по ссылке: https://metamorphozka.ru/blog/2516/
Единственное условие при прохождении квеста — в первом пункте, когда вы будете определять и описывать свою роль Героини, помните о той Дикой женщине, которая скрыта в каждой из нас.
В своих дневничках попрошу вас отметить или зарисовать 2 сказки из книги Эстес:
🐺первая — та, что вы взяли на вооружение, или подумали при чтении «о, вот это про меня!», или сердце затанцевало…
🐺вторая — которая вызвала наибольшее отторжение, раздражение, непонятности в духе «что это вообще за сказка, что за ерунда?»

 9 июня, 2025
 9 июня, 2025  Инна
 Инна  Метки:
 Метки: