В школе уроки математики на многих наводили тоску и уныние (уж на меня так точно! ?), и вот теперь, спустя много лет, когда все мучения, казалось бы, позади, у вас рождается прелестный малыш. Он растет, развивается, становится все более смышленым и любознательным. И тут вы понимаете, что на горизонте снова забрезжил математический пиратский флаг. Но не будем брать на абордаж этот массивный корабль или пытаться удрать от него подальше в бескрайние океанские просторы, ведь с математикой можно просто… поиграть! Да-да, и безболезненно для родительского ума вспомнить основы математических операций, да и малыша легко обучить всем премудростям логики и математики. И поможет нам в этом замечательное изобретение бельгийского учителя Джорджа Кюизенера под названием «Палочки Кюизенера».
В состав набора входит 10 групп палочек разного цвета и размера: 25 белых, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих, 4 оранжевых. В комплекте еще есть картонные цифры от 1 до 10 и знаки математических действий и соотношений (>, <, =). В прилагаемой брошюре подробно описаны алгоритмы знакомства с палочками в зависимости от возраста. Каждая цветовая группа палочек имеет свой размер – белая 1 см, а оранжевая – 10 см. То есть чем длиннее палочка, тем большее число от 1 до 10 она обозначает. Поэтому малышей, уже начиная с 1 года, можно знакомить с цветом и размером, развивая логическое мышление.
Кстати, Кюизенер выбирал именно такие цвета для палочек не просто так: все палочки можно распределить еще и по «семьям», например, к красной семье относятся розовая, красная, фиолетовая, бордовая и оранжевая палочка (суть в том, что в этой семье каждое обозначаемое палочкой число будет кратно двум), к синей – голубая, фиолетовая и синяя (соответственно, обозначаемые числа здесь кратны трем), к желтой – только желтая и оранжевая палочки (кратность пяти). На основе этих свойств можно изучать натуральные числа и основы сложения и умножения, соотношения по величине.
Некоторые палочки могут входить сразу в разные семьи – для этого удобно взять большой лист бумаги и поработать с красками, тогда сразу определится, что сочетание желтого и красного дает оранжевый цвет, поэтому оранжевая палочка входит сразу в две разные семьи – желтую и красную.
С малышами удобно строить сюжетные игры, выгладывать из палочек разные фигуры на плоскости или играть в «продолжи ряд». Можно конструировать трехмерные фигуры, заодно проговаривая пространственные отношения (одна палочка НАД другой или синяя НАПРОТИВ красной, и т.д.). Палочки прекрасно выполнят функцию угощений для игрушек при организации кукольного чаепития, мостика через речку, забора для животных фермы, разноцветных домиков и даже красивых узорных ковриков.
Игры с палочками Кюизенера формируют у ребенка все необходимые интеллектуальные навыки, развивают сенсорику, логику и активизируют мыслительные процессы. Вариации заданий с палочками Кюизенера просто-таки бесконечны:
- Выкладываем ступеньки, фигуры животных, растений и т.д.
- Сравниваем по цвету, размеру, сортируем одинаковые палочки либо противоположные (найди все не-синие палочки, например)
- Выкладываем ряд с пропусками, которые нужно заполнить по логике (красная-белая-…-белая)
- Продолжаем ряд по смыслу (синяя-красная-желтая-синяя-красная-…)
- «Найди палочки такого же цвета»
- Игра в прятки: выкладываем несколько разных палочек, когда ребенок отвернется, прячем одну и просим назвать недостающий цвет
- Несколько палочек разного размера выкладываем в ряд, потом меняем какие-то местами и просим ребенка по памяти восстановить положение
- Сравниваем кучки палочек (мало-много)
- Строим из палочек пирамидки, колодцы, дома, прочие фигуры, акцентируя внимание на цветах в основании и на вершине, запоминаем смысловую последовательность длин палочек (широкое основание – оранжевая палочка, верхушка – белая и т.п.)
- Составляем поезда с вагончиками, просим называть цвета или добавлять вагончики по разным признакам (не-синий и не-красный, немножко длиннее голубого вагончика, короче оранжевого и т.д.)
Для занятий с детьми от 2 до 4 лет рекомендую обязательно использовать специальные игровые альбомы, например, «Волшебные дорожки» или «Дом с колокольчиками». Интересные задания со сказочными персонажами и забавными стихотворениями однозначно придутся по душе деткам. Для ребят постарше есть свои игровые альбомы, где задания уже посложнее. Все игровые альбомы призваны развивать воображение, учить моделированию и конструированию в разных плоскостях, освоению системы координат и принципов симметрии. Сами же палочки Кюизенера представляют собой настолько универсальный дидактический материал, что могут использоваться вплоть до 10-летнего возраста!
Чувствуете, как у вас настроение повысилось и заиграло яркими красками? Не стесняйтесь, берите в руки коробку с цветными палочками Кюизенера – и вперед, покорять математические океаны! ?