Путь без сердца никогда не бывает радостным. Уже для того, чтобы на него выйти приходится тяжело работать. Напротив, путь, у которого есть сердце, всегда легкий; чтобы его полюбить, не нужно особых усилий. (Карлос Кастанеда)
Почему-то так часто складывается, что путь женщины состоит из множества извилин, поворотов, возвратов в прошлое и попыток что-то улучшить для будущего. Но порой накрывает ощущение, что у тебя не хватает каких-то секретных инструментов, чтобы открыть дверь во что-то новое… То, что принесёт женщине расцвет, новые идеи, бурлящую энергию и жажду жить и дарить жизнь и свою любовь всему, что её окружает.
А ещё бывает, что перед переменами сковывает страх, и неверие в свои силы. Что в этот момент происходит? Тут нам поможет разобраться знаменитое знание об архетипах. Многие авторы обращались к этой теме, но я вам расскажу сегодня только о двух людях, совершивших своего рода переворот в сознании многих тысяч людей.
Джозеф Кэмпбелл в 1949 году написал книгу “Тысячеликий герой”, которую читают даже в Голливуде (да-да!). Анализируя известные мифы, Кэмпбелл заметил схожесть структур, 17 шагов, которые проходит главный герой любой истории. Путь Героя после выхода книги упростили до 12 шагов и стали использовать для написания литературных романов и сценариев к знаменитым кинолентам.
Кларисса Пинкола Эстес, не менее знаменитый автор, исследовала мифы, как и Кэмпбелл, а ещё тщательно изучала теорию архетипов Юнга. Это не могло не привести её к выводу о том, что раз есть Путь Героя, то должен существовать и Путь Героини.
Книга Эстес “Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях” посвящена подробному рассказу о Первозданной Женщине, воплощению инстинктивной природы женщин.
Как бы порой не фыркали надменно мужчины, презирая “женскую дурь”, Эстес была уверена, что нельзя разобраться с проблемами души женщин, вписав их в жёсткую патриархальную модель культуры. Она говорит, что после Второй мировой войны отношение к женщинам было примерно таким:
…женщин задерживали на младенческой стадии развития и считали личной собственностью. К ним относились как к ухоженным огородам… К счастью, ветер неизменно заносит туда семена дикорастущих трав. … Женщинам приходилось вымаливать необходимые для творчества инструменты и помещения, а если надеяться было не на что, они превращали в студии деревья и пещеры, заросли и чуланы.
…Мы иногда стараемся быть кроткими, когда нужно быть знающими… Но если быть кроткой, когда тебя угнетают, то в награду с тобой будут обращаться еще хуже.
Так вот, женщины, которые ощущают пустоту в душе, неприкаянность, какую-то непонятную волчью тоску, потеряли связь с природой, с той самой Дикой Женщиной, и их задача — найти и восстановить эту связь. Для этого нужно пройти определенный путь… да, тот самый путь Героини, обрести новый опыт и знания, которые и послужат ключом к исцелению души, к ощущению своей женской цельности и самости.
Но этот путь сложен и наполнен испытаниями, как, собственно, и происходит в любом мифе. Только своя воля, своё желание придадут женщине силы, чтобы всё преодолеть:
Если вы боитесь, боитесь неудачи, я говорю вам: начинайте и потерпите неудачу, если это необходимо, соберитесь с силами и начните снова. Снова неудача – так что же? Начните еще раз. Нас удерживает не неудача; это нежелание начинать сызнова приводит нас к застою. Вы боитесь – ну и что? Если вы боитесь, что что-то собирается на вас наброситься и укусить, то, бога ради, разделайтесь с ним наконец!
Если вы потеряли цель, просто сядьте и посидите спокойно.. Возьмите идею и побаюкайте её на руках. Часть оставьте, а часть выбросьте, и она обновится сама. Больше ничего не нужно.
Как же лучше всего обрести себя? На это у человечества уже был готов универсальный ответ — сказки. В сказках, по мнению Эстес, есть те самые средства, которые могут починить или заново возродить утраченные душевные пружины. В сказках тоже заложены и мировые архетипы (ведь на самом деле они универсальны для любого пола), и способы активации этих архетипов, и карта пути, и способы преодоления препятствий.
В своей книге Кларисса Пинкола Эстес рассказывает сказки, бережно собранные и обработанные. Но не просто рассказывает, а рассказывает с целью исцелить израненную женскую душу. Почему именно женскую? Потому что история имеет много страниц, порой даже кровавых (привет Средним векам и инквизиции), когда то, что ты женщина — было самой твоей страшной виной просто по определению. И пусть времена теперь изменились, очень много женщин по-прежнему бродят потерянные в какие-то годы своей жизни и не знают, как им это преодолеть.
“Бегущая с волками” — книга. призванная помочь найти в себе ту самую Первозданную Женщину. В каждой главе есть сказка, и её подробный разбор, причём как с точки зрения психоанализа, так и с точки зрения истории и культуры, с проекцией на современность.
Каждый этап сказки, каждый персонаж и деталь — это любовно разложенные автором ключики, поясняющие, почему такой сюжет существует в мировой культуре человечества и как он преломляется в частной жизни женщины.
Я читала эту книгу неспешно. Она сродни моему университетскому увлечению стилем Карлоса Кастанеды. Когда дикая природа врывается в реальность, и приходит понимание, что человек — это тоже природа, просто он забыл об этом, заглушил в себе древние речитативы шаманов и ведающих, вырвал с корнем то, что казалось лишним и ненужным. Но поскольку женщины — тонко чувствующие и хрупкие от природы — им и можно, и одновременно НУЖНО вернуть эту связь.