— Я закрыла уши, чтобы тебя не слышать! — заявляет мне Даша, упрямо (как и я) поджимая губы и быстрым шагом удаляясь в неизвестное.
В последнее время я всё чаще наблюдаю то, что мне больно как маме осознавать: мой ребёнок становится уже не моим. Да, она по-прежнему любит обниматься перед сном, да, она хочет играть и шалить, да, она ещё сильнее проявляет фантазию, и ведёт медузу на поводке (это душ в ванной) или слушает, как сильно гремит сердце у грозы.
Но я понимаю, что моя задача — отпустить. Отпустить в школьную жизнь, отпустить в мир новых друзей и авторитетных взрослых, принять роль надежного места, к которому будет возвращаться маленькая дочкина лодочка, потрепанная волнами жизни.
Так хочется бурно и бессвязно, иногда через родительский гнев и такое же упрямство, успеть… Просто успеть — вложить как можно больше знаний, правил, предостережений и советов. Покорно выслушивая “я не хочу больше говорить про это”, запасаться терпением — и повторять всё снова.
Бывали у вас такие моменты в жизни?
Поскольку я человек слова — в буквальном смысле, когда я теряю ориентацию в отношениях со своей дочкой, я иду за помощью. В первую очередь, к книгам.
Людмила Петрановская и её «Тайная опора» уже с самого рождения дочки меня утешают, и я перечитываю книгу раз за разом просто, чтобы стало светлее на душе.
Ещё у меня определился небольшой круг автор, которые создали, на мой взгляд, книги со Смыслом. Где-то — конкретные наборы алгоритмов, а где-то просто хватающие за сердце реальные истории.
Но их объединяет одно — любовь к ребенку и желание помочь родителям максимально сохранить отношения даже в самые острые, кризисные моменты.
Мои личные успокаивающие средства, которые выручали и будут меня выручать ещё не раз — это:
Януш Корчак “Как любить ребенка”
Екатерина Мурашова — её книг у меня уже достаточно много, но больше всего мне по душе “Ваш непонятный ребёнок” и “Любить или воспитывать?”
Мария Осорина “Секретный мир детей в пространстве мира взрослых”
Наталия Преслер “Как объяснить ребёнку, что…”
А.Фабер, Э.Мазлиш “Как говорить, чтобы дети слушали…” и “Свободные родители, свободные дети”