Исторические предпосылки
Нарративная практика возникла на рубеже 70-80 годов XX века, основоположниками её стали Майкл Уайт и Дэвид Эпстон.
Исторически первым, что привлекло внимание общества к эффективности нарративного подхода, был «шаловливый подход к серьезным проблемам», который давал удивительно высокие результаты в работе с навязчивыми состояниями, страхами, анорексией и др.
Почему нарративная терапия появилась?
Произошла смена философий и подходов в большой эпохе.
Что выяснилось в результате?
Что в нашей жизни и в культуре сосуществуют разные описания реальности. Эти описания поддерживаются и воспроизводятся разными сообществами людей., некоторые — особенно сильно. Такие доминирующие описания называются дискурсами. Они проявляют свою власть, давая определения «правильного» образа жизни. А всё, что им не соответствует, конечно же, вытесняется подальше.
Как же жилось человеку, который по каким-то причинам не вписывался в эти дискурсы? Подумайте об этом…
Нарративное мировоззрение
Нарративные практики заявили о том, что у человека не может быть одна «правильная» история его жизни. У человека очень много историй и опытов, которые он проживает сам + которые о нем рассказывают его окружения. И нет среди них ни одной истинной., они все вместе составляют жизнь.
Эти истории постоянно сражаются за привилегии, за доминирование. Если доминирующая история закрывает человеку возможности развития, можно говорить о существовании проблемы.
НО! В отличие от предыдущей философии, когда человек был набором функций, и неправильное поведение означало поломку в целом человека, в нарративном подходе ориентиром стал принцип:
Что делает нарративный практик с проблемой?
«Просеивает» опыт и находит «золото»!
Всегда у человека есть опыт, не включенный в доминирующие истории.
Из него можно собрать истории альтернативные и выяснить, какая из них является предпочитаемой — то есть той, которую человек хотел бы воплощать в жизнь, если бы справился со своей проблемой.
Вот эти «исключения» из проблемной истории в нарративном методе и называются «уникальными эпизодами».
Формы работы
Пересочинение личной истории, создание или возвращение авторской позиции (re-authoring) через беседу и серии вопросов, направленных на развитие «хорошей» истории.
ВАЖНО, что нарративный практик умеет определенным образом задавать вопросы, но он не является экспертом по тому, в каком направлении и как человек должен двигаться в жизни. Человек сам является экспертом по своей жизни. Поэтому нарративный практик никогда не навязывает тому, кто обратился за помощью, никаких методов, которые сам считает правильными.
Цель нарративного практика — создать пространство для развития альтернативных, предпочитаемых историй.
Для чего? Чтобы человек почувствовал себя способным влиять на свою жизнь и стал бы воплощать предпочитаемую историю, при этом привлекая и объединяя «своих» людей и ресурсы в большой личный проект заботы и поддержки.