Как истории, которыми мы окружены, влияют на нас?
С самых древних времен человечество рассказывало и запоминало множество историй. Из них складывались представления о мире, о своем племени, о себе самом.
Когда наука начала исследовать теорию повествования, возникла целая дисциплина — нарратология. Роль автора в художественном тексте, его голос, степень присутствия и, в конце концов, его идентичность — вот что интересовало литературоведов.
В цифровую эпоху громко заговорили о сторителлинге как о своего рода бизнес-инструменте, применимом во всех сферах.
Но над всем этим стоит одно — нарративность нашей жизни, авторство и осознание своей идентичности. О том, что такое нарратив, как он проявляется в нашей жизни, поговорим сегодня.
Нарративы — это те истории, которые мы рассказываем о себе, о мире, о компаниях, если дело касается бизнеса. Эти истории — наше восприятие реальности и самих себя в этой реальности.
В реальном мире существует очень много событий, очень много разных оценок и характеристик. Человек для своего нарратива выбирает те “кусочки”, которые считает точным описанием своего видения мира.
Нарративы могут определять нашу жизнь. Например, человеку с детства говорили, что он мало старается, недостаточно хорошо учится, недостаточно помогает родителям. Предположите, как этот нарратив “Я мало стараюсь, я всегда делаю недостаточно для других” повлияет на человека в будущем?
Нетрудно нарисовать картину взрослого, который работает до упаду и всё время недоволен собой, не замечает своих успехов, потому что внутри него по-прежнему сидит нарратив “Я мало стараюсь”.
Каждое событие в жизни будет рассматриваться через призму этого нарратива, как в своего рода кривом зеркале.
Хорошая новость: нарративы можно переписывать!
Одна из действенных практик — ведение дневника.
В письменных свидетельствах можно увидеть самые сильные, влияющие на нас истории. А затем буквально переписать их на более предпочтительные.
Нарративные практики этим и занимаются.
В нарративных беседах мы возвращаемся к застарелым, саднящим нарративам, разбираемся, как и почему они возникли, как влияют на жизнь и идентичность человека.
Потом мы ищем факты, истории, которые не укладываются в привычные рамки нарратива.
Это так называемые уникальные точки входа в новый нарратив, более позитивный, помогающий жить и справляться с жизнью.
Теория нарративов прекрасно взаимодействует с любой областью жизни: психологией, образованием, медициной, корпоративной культурой в офисах.
Например, в маркетинге можно создавать и поддерживать нужный нарратив бренда.
Для этого важно регулярно рассказывать истории о бренде: писать кейсы, давать интервью, вести социальные сети. То есть регулярно транслировать свою точку зрения и свои ценности.
В медицине можно изучать нарративы болезней: то, как пациент описывает влияние болезни на свое тело, свой разум, на свою жизнь, может стать для врача большим подспорьем в определении эффективности лечения, выборе тактики, описании понятными пациенту словами хода болезни.
Это важно для того, чтобы пациент не терял силы и надежду — а значит, организм активнее боролся за жизнь.
Вся наша жизнь — один большой нарратив, состоящий из множества кубиков-нарративов, внутренних и внешних.
От нас зависит, какие нарративы делать доминирующими.
Нарративы могут подавлять, обесценивать, не давать вдохнуть полной грудью, полноценно жить.
А могут вдохновлять, поддерживать, придавать сил двигаться вперед, показывать возможности и улучшать качество жизни.
И на «подумать» предлагаю такой вопрос: какую историю вы чаще всего рассказываете о себе?