Огонь, вода и славянские мифы…
Это мои самые любимые и таинственные константы, очень удачно смешавшиеся в дне 7 июля. В прошлом посте я говорила о своей любви к мифологии. Возникла она не только благодаря книге о мифах Древней Греции из обширной дедовской библиотеки.
В детстве подарили мне однажды книжку с белорусскими легендами. Вот оттуда я и узнала о заветной папороть-кветке, о баннике и лешем, о коварных русалках и ведьмаках. Дальше была другие книги, художественные и фантастические, укреплявшие интерес к славянской культуре.
Ну а потом случился филфак. 1 курс, дисциплина по фольклору — и окончательная, бесповоротная любовь к мифологии на всю жизнь!
Если бы у нас был какой-нибудь специальный институт или центр фольклора — то я уже бежала бы туда, сверкая пятками. Но в итоге всё вылилось в замечательные годы написания диплома на тему оборотней.
А потом славянские загадочные обрывки легенд, во многом переписанные, дописанные и нафантазированные сначала историческими личностями (я говорю о тех временах, когда пришло христианство), позже — последователями неоязычества, стали настолько популярны, как будто именно там кроется тот самый горшочек с золотом!
Литературы стало хоть отбавляй, качества и достоверности — меньше, противоречий — больше. Сейчас я мечтаю о классическом двухтомнике по мифологии 1980 года (но он, к сожалению, не переиздается), а собираю ради симпатичных иллюстраций — что периодически издается.
К чему это я? Сама суть купальских мистерий, очищение человека водой и огнем, травы волшебные, папороть-кветка опять же, умывание росой и традиционный поиск суженого по венкам из трав — вещи фантастичные, и тем не менее — действенные.
В каждой мифологической детали у славян крылось что-то сакральное. Иногда оно прорывалось в повседневность и становилось совпадением, подозрительно похожим на какое-то волшебство. Доказать?
Когда-то давно, 14 лет назад, сплела я венок купальский, забросила на березку — и через несколько часов познакомилась с моим будущим мужем. Так что передаю сегодня привет предкам и продолжаю искренне симпатизировать их древнему мировоззрению, мудрому и ладному.