Библиотека 2.0: куда идти?

Согласно данным Интернета, термин «библиотека 2.0» впервые появился в 2006 году, автором его стал Майкл Кейси (блог LibraryCrunch). Кейси выдвинул мысль о том, что многие столь популярные технологии web 2.0 могут быть применимы не только в образовательном процессе, но и в работе публичных библиотек, работы библиотекаря и читателя (в том числе в школе). Тем более что применение технологий web 2.0 позволит материализовать совместную работу библиотекарей и читателей на совершенно новой основе.

К сожалению, в разные уголки планеты информация о новых принципах работы доходит не всегда быстро, поэтому некоторые школы и школьные библиотеки только сейчас начинают активно осваивать пространство web 2.0. Какие же сервисы можно привлечь в свою работу школьным библиотекарям?

Несколько лет назад в Беларуси школьные библиотеки активно включились в процесс создания ИБЦ — информационно-библиотечных центров. Поскольку ранее мало кто из коллег занимался вопросом развития своей школьной библиотеки (для краткости — ШБ), естественно, что множество и множество белорусских библиотекарей оказались перед образовательным Эверестом новых технологий, на вершину которого карабкаться пришлось в основном в одиночестве.

Именно в районе 2010-2011 гг. самым актуальным стало создание медиатеки ШБ — фонда материалов, в котором содержатся печатные, электронные, мультимедийные документы и книги, а также фонда оборудования, необходимого для их хранения и воспроизведения, и доступ к ним через компьютеры и сеть Интернет.

Однако прошло всего пару лет — и понятие медиатеки стало не то, чтобы устаревать, а трансформироваться в «облачное» хранилище не только фонда ШБ, но и многочисленных ресурсов web 2.0 и образовательных продуктов, созданных на их базе.

Многие белорусские коллеги-библиотекари согласятся со мной, что сейчас нужно мчаться за прогрессом на всех парах, чтобы удовлетворить запросы наших читателей в школах. Беда в том, что в силу возраста, отсутствия методической помощи, неграмотного распределения человеческих образовательных ресурсов школьные библиотекари не в силах объять и приспособить для ШБ этот новый web 2.0 — мир.

С чего же начать своё восхождение к ШБ 2.0? Конечно, самым распространённым шагом стало создание библиотечных блогов, специализированных сайтов ШБ. Это оказалось не так трудно и очень полезно для читателей и для самих школьных библиотекарей (примеры: сайт Основы информационной культуры, сайт ИБЦ учреждения образования, сайт ШБ Библиоштучки).

Новые перспективы сотрудничества с читателями здесь налицо, и эту возможность школьные библиотекари постарались использовать максимально. Естественно, что для большего привлечения читательской аудитории началось сотрудничество через социальные сети — отсюда и кнопочки «Поделиться», и профили самих авторов библиотечных блогов в сетях (напримервот такой). 

Активное распространение сервисов Google не могло не навести ШБ на мысль, что:


1. Читательский дневник (очень нужная, но немного подзабытая вещь!) вполне реально сделать в сети, достаточно познакомить своих школьников, например, с Google Книгами или с социальным сервисом ЛайвЛиб


2. Нужно изменить формат уроков курса «Основы информационной культуры» и дать детям возможность осваивать просторы Интернета осознанно и под руководством библиотекаря, а не только учителей-энтузиастов. Ведь уроки информационной культуры теперь просто грех не сопроводить:
* интерактивными заданиями;
публикацией материалов для открытого изучения; 
* созданием банка упражнений для освоения мира библиотек;
* созданием перечня полезных ссылок в виде сервиса закладок.

…И это только начало большого пути ШБ в мире современных информационных технологий, пути превращения традиционной библиотеки в библиотеку 2.0. Возможностей тысячи, нужно только проявить желание учиться новому, подстраиваться под запросы читателей, и не бояться креативно подходить к своей любимой библиотечной работе.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.