Новые технологии, массовое использование сети Интернет, поразительная активность пользователей, растущая день ото дня, — всё это недвусмысленно говорит о том, что информационная сфера вышла на качественно новый уровень. В системе образования сейчас происходят большие перемены, и не в последнюю очередь это касается информационно-библиотечного обслуживания учеников и педагогов в школах.
Не секрет, что за глаза библиотеки сравнивают с динозаврами — и зловеще пророчат полную оцифрованность всех данных, имеющихся в бумажном виде, что приведёт к вымиранию библиотеки как отдельного института памяти культурных ценностей человечества. Защитники книг говорят о том, что в современных условиях первой задачей библиотекарей должен стать поиск и внедрение инновационных моделей работы с читателями и привлечения их в библиотеку.
На передний план выдвигается уровень владения современными программными и коммуникационными технологиями. В симбиоз с этой позицией должен вступить традиционный подход к деятельности библиотекаря.
Следовательно, библиотекари должны повышать свою профессиональную компетенцию не только в области библиотечно-библиографических знаний, но и в области активного использования в работе современных информационных технологий. А представление своего уровня профессионального мастерства должно стать целым комплексом, детищем технического прогресса — то есть сайтом библиотеки.
Школы обычно создают сайты, на которых каждому структурному подразделению отводится своя страничка или рубрика. Достаточно ли это для школьной библиотеки? Разумеется, нет, ведь кроме общих сведениях о сотрудниках, значимых датах и мероприятиях библиотеки есть целое поле познавательных, развлекательных, необычных книжных ресурсов, которые хотелось бы открыто и активно демонстрировать и читателям, и просто любопытствующим, и родителям с учителями.
Решение в условиях быстрого развития ИКТ и внедрения в образовательных процесс достаточно очевидно — библиотека школы имеет право на полнофункциональный отдельный сайт, так же, как и любая публичная городская/областная библиотека. Пора переходить от уже освоенных электронных портфолио к созданию целого школьного сервиса библиотечного опыта.
Создание сайта школьной библиотеки позволяет оперативно реагировать на новые запросы прогрессивных читателей, структурировать свою деятельность, совершать постоянный обмен опытом и имеющимися ресурсами, быть интерактивным помощником в ведении учебного и воспитательного процесса. И наконец приступить к реализации давно задуманных проектов и идей онлайн, при помощи не только маленькой горстки единомышленников в школе, но всего мира, погрузившегося в виртуальные просторы.
Сайт может нести различные функции в зависимости от того, что именно школьный библиотекарь захочет положить в его основу. Например, можно сравнить, в чём разница между общеобразовательными сайтами и теми, которые реализуют конкретный образовательный проект.
Например, на сайте городской централизованной библиотечной системы нашего города, что вполне естественно, будет достаточно много общей информации: о филиалах библиотек и их реквизитах, о литературных клубах, к которым могут присоединиться читатели, об интересных и масштабных мероприятиях.
Сайт лицея — одного из учреждений образования нашего города Гродно, также информирует читателей и участников образовательного процесса о работе библиотеки лицея, демонстрирует работу библиотеки в комплексе (виртуальные выставки, нормативная документация, памятные даты, интересные факты из мира искусства и т.д.).
Мой сайт «Основы информационной культуры» появился как проект для участия в конкурсе «Компьютер. Образование. Интернет». В соответствии с заявленной спецификой этот сайт школьной библиотеки представляет собой интернет-ресурс, в котором будут собраны материалы по проведению курса библиотечных занятий «Основы информационной культуры», а также интерактивный познавательный материал для учащихся, учителей и библиотекарей школ.
Таким образом, данный сайт школьной библиотеки является не совсем обычным школьным информационным ресурсом, так как поддерживает одновременно и развитие информационного сопровождения учебно-воспитательного процесса, и наполнение его путём создания условий для проведения интерактивных занятий по курсу «Основы информационной культуры», а также стимулирует творческую активность библиотекарей, учителей и учащихся школ, оказывает помощь в обмене не только библиотечным, но и в целом педагогическим опытом.
…Сайт школьной библиотеки разрушает границы и стены, возведённые когда-то между читателями и служителями храма книг, библиотека уже не покажется робеющим детям неприступной крепостью, а станет уютным традиционным заведением, работающим на одной волне с ним, нашим юным сетевым поколением. А что ещё нужно, как не контакт и доверие, чтобы успешно и нестандартно вести просветительскую деятельность?..