Сетевой читатель: Кто ты? Какой ты?

Возникновение миддл-литературы соотносится с 1990-ми годами, временем разрушения ведущих идеологий, культурного кризиса, а также временем зарождения «новой идеологии среднего класса». Виктор Пелевин, по мнению Г. Циплакова, стал первым писателем, утвердившим существование миддл-литературы как художественного направления, а также формирование нового общественно-культурного слоя населения постсоветского пространства – среднего класса.

С романа В. Пелевина «Generation »П»» началось победное шествие нового человека по просторам стран и континентов. Однако в результате победила модель повести«Принц Госплана», которая превратила миддл-читателя, «офисного интеллигента», в нечто иное: в сетевого читателя.

Нынешнее поколение, ни для кого не секрет, стало поколением интернета. Понятие «читателя» в его классическом смысле неотвратимо исчезает из сознания хранителей книг — библиотекарей. Кто же он, сидящий по ту сторону экрана монитора? И почему он предпочитает быть там, среди переплетения ссылок, а не здесь, в кресле с книжкой в руках? Можно ли остановить это затягивание в сеть или вскоре, как описывал Лукьяненко в своём романе «Лабиринт отражений», нас ожидает постоянная жизнь в «глубине»?..

Появление такого понятия, как сетература, сетевая литература, породило тип читателя, который включился в интерактивное онлайновое общение с автором, а также в процесс создания литературного текста: «Здесь общение автора с читателями может быть двусторонним и многосторонним, затрагивать не только сам исходный текст, но и личность автора, собственные вкусы всех участников беседы, их творчество и любые иные темы. В конечном счёте первоначальное произведение оказывается только поводом для общения. Поэтому, в таких случаях, продуктом сетевой литературы в блогах является не обнародованное на сайте со свободной публикацией стихотворение одного из десятков тысяч авторов, публикующихся там, а вся потенциально бесконечная цепочка реплик, порождённых этим стихотворением, иными словами — сформировавшаяся вокруг этого текста коммуникативная среда. Такое растворение отдельного, определённого текста в текстовой стихии, а также происходящая в этой ситуации «смерть автора» и «рождение соавтора» (ведь авторами возникающей коммуникативной среды являются все её участники и никто в особенности: граница между автором и не-автором перестаёт существовать). Сторонники интерактивной сетевой литературы трактуют это процесс как наиболее полную реализацию постмодернистского проекта».

Итак, интернет-пользователь становится сетевым читателем=соавтором. Но всякий ли человек может быть таким? Каким представляется нам настоящий, так скажем, «пелевинский» тип сетевого читателя?

Сетевой читатель, можно сказать, действительно в большинстве случаев достоин звания человека интеллектуального, широко осведомленного не только в вопросах нахождения в Сети чего-то нужного, но и способного к качественному мыслетворчеству.

Дмитрий Горчев в своей статье так характеризует сетевого читателя: «Что читает средний сетевой читатель? Да почти то же, что и средний несетевой читатель. Два кружочка вполне пересекаются, хотя и не совсем совпадают. В сети читают меньше Марининой, Тополя и Маргарет Митчел, но больше Стругацких, Лукьяненко и Пелевина. То есть, присутствует некоторый технарский перекос. <…> Сейчас, с приходом в интернет огромной компьютерно безграмотной аудитории, положение постепенно выравнивается. Процент программистов и математиков всё уменьшается, и средний пользователь интернета уже вполне может верить в то, что семью восемь — сорок восемь, не причиняя окружающим каких-либо неудобств».

Таким образом, не стоит бояться того, что пророчил Лукьяненко — погружение в глубины Интернета опасно не для всех, а только для совершенно безграмотных читателей, которые читают пассивно, заглатывая, не переварив, всё, что видят.

Настоящий же сетевой читатель будет занимать активную позицию и черпать из Сети полезные и приятные литературные «бонусы». Например, участвовать в развитии сетевого сообщества.

Здесь мне очень нравится примерЛайвЛиба. Читатель не просто заполняет свою виртуальную полку прочитанного и список «хотелок» к прочтению. Здесь можно насладиться обсуждением книг с умными и начитанными людьми, можно почитать красивые и добротные рецензии, получить советы… и поиграть! В Книжную рулетку, в ТТТ (3 совета, 3 темы), совершить Книжное Путешествие с сотней таких же энтузиастов.

Вот она, сладкая литературная феерия для настоящего сетевого читателя!

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.