Ель
Вы уже создали свою лесную карту путешествия, и мы приступаем к изучению самых почитаемых среди людей деревьев. С каждым деревом вы познакомитесь поближе и прочитаете легенду о его происхождении.
Ваша задача в квест-марафоне: выделить ту силу, что связана с деревом, и написать терапевтическую сказку о Героине, которая приходит в лес и встречает эту силу.
Сказку мы будем писать не простую, а нарративно-терапевтическую, по особой структуре.
В мифологии, культуре, психологии есть такое понятие — «путь героя». Известный исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл в своем труде «Тысячеликий герой» описал в мельчайших подробностях общую структуру пути героя, на которой строится вся мировая мифология, многие литературные жанры и сценарии кинофильмов. Интересно, что за лет 20 до этого события наш советский филолог и фольклорист Владимир Пропп написал свой труд «Морфология волшебной сказки», где также был в мельчайших подробностях описан путь сказочного персонажа-героя.
Мы не будем подробно исследовать этот путь, а адаптируем его для себя как метафорическую дорогу нашей Героини (или Героя, в зависимости от того, кто автор будущей сказки).
Структура всех наших сказок будет такова:
- Начало истории. Героиня попадает в волшебный лес… Здесь мы описываем нашу Героиню и начало её странствия.
- Задача или миссия. Героиня встречает мудреца, который сообщает ей о том, что у неё в этом лесу есть особая миссия. Опишите её.
- Чтобы выполнить миссию, Героине нужен волшебный помощник. Им выступает тайная сила дерева. Расскажите, как Героиня встречается с ней, как взаимодействует с этой силой?
- Путь Героини не так прост. На её пути встречается препятствие. Что это? Как оно выглядит?
- Путь преодоления. Чтобы двигаться дальше, нужно обязательно пройти препятствие. Как Героиня преодолевает его? Что она при этом чувствует? Помогает ли ей сила дерева и каким образом?
- Конец истории. Героиня успешно завершает путешествие и выходит из леса с выполненной миссией и обретенным даром. Что это за дар? Для чего он послужит? Какой ценный совет/знание Героиня выносит из леса?
А теперь время двигаться вперёд, к тайнам леса!
Ель у славян считалась священной, являлась символом долголетия, бессмертия, вечной молодости и силы, связи с предками и миром духов. Новогодняя традиция украшать елку восходит к древним представлениям о том, что особая жизненная сила и энергия дерева может приближать весну, помогает плодородию и обещает благополучие, а духов, обитающих в зеленых ветвях, надо ублажать подношениями, подарками, которые развешивали на елках.
Сегодня мы вспомним красивую чувашскую легенду о ели, дошедшую до наших дней.
Давным-давно в один из годов очень рано наступила осень. Еще и листья с деревьев не опали, а уже пришли сильные холода, птицы заторопились в теплые края. Лишь маленькая пташка с пораненным крылом не смогла улететь со всеми и осталась одна в чистом поле на холодном пронизывающем ветру. Сжалась под кустиком полыни, горюет. А за полем был большой дремучий лес.
«Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», — подумала птичка. У многих деревьев просила она приюта, но никто из них не пожалел, не приютил ее.
Береза отказала потому, что у нее веток много, а листьев еще больше, ей за ними надо смотреть, а не птичками заниматься. Дуб сказал, что если всех пускать к себе на зиму, то у него ни одного желудя не останется. А густая ветла еще и отругала ее:
— Проваливай, я с рекой разговариваю, а с всякими встречными мне и говорить-то не к лицу!
Бедная раненая пташка, усталая и голодная, совсем отчаялась. И тут ее заметила зеленая ель.
— Ай-яй, бедняга, куда же ты идешь? — спросила она птаху.
— Иду, куда глаза глядят.
— А что же ты со своими подругами не улетела?
— Крылышко у меня больное, не могу летать. Попросилась я у деревьев пустить меня перезимовать — никто не пустил, никто не пожалел.
— Ах, бедняжка! — воскликнула ель. — Тогда поживи у меня. Вот, садись на эту мохнатую веточку — она самая теплая.
Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.
— Я буду загораживать тебя от холодных северных ветров, — сказала она.
А можжевельник, что рос рядом, пообещал кормить ее всю зиму своими ягодами. Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.
Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветки деревьев, что с них дождем сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему деревья раздеть донага, и спросил он у Мороза, со всех ли деревьев можно листья сорвать.
Царь холода Мороз ответил:
— Со всех, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они всю зиму стоят зелеными.
Ветер не осмелился ослушаться и не тронул ель, сосну и можжевельник. Так они и по сию пору остались вечно зелеными.
Прочитайте легенду и ответьте для себя на вопрос: что принесла людям ель, чем одарила? Выделите для себя её тайную лесную силу. Пусть она вдохновит вас!
Создайте свою терапевтическую лесную сказку по структуре, описанной выше. В ТГ-канале марафона 10, 12, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28 и 30 ноября вас будут ждать дополнительные метафорические подсказки. Собирайте их и вплетайте в свои сказки!
После написания своей истории можно создать, если хочется, иллюстрацию к ней любыми приятными для вас художественными материалами. Прислушивайтесь к себе и своим потребностям, когда будете творить словом и руками. Только вы определяете, какой получится ваша сказка о силе.
После того, как завершите создание, в ТГ-канале «Читай. Говори. Пиши» поставьте плюс к сообщению с порядковым номером и метафорической подсказкой дня, и приложите фото (не обязательно крупным планом, если вы хотите оставить сокровенность созданного вами только для себя). Можно прислать мне свою сказку в личные сообщения, если захотите обсудить её лично.
Готово? Отлично! Переходите к изучению следующей лесной силы, а я жду ваших новых открытий.